Данный раздел посвящен охране труда в дошкольном образовательном учреждении. Очень важно четко и ответственно соблюдать все правила и требования охраны труда в детском саду, так как это место с массовым пребыванием детей малого возраста, которые зачастую при возникновении чрезвычайной ситуации, получения травмы не смогут самостоятельно принять правильных решений и действий. Также, достаточно сложно научить обучающихся четко выполнять правила техники безопасности в детском саду. Поэтому, в этом плане особая ответственность за жизнь и безопасность детей, находящихся в детском саду ложится на сотрудников ДОУ.
1 раздел. Законодательная база по охране труда
1. Трудовой Кодекс РФ от 30.06. 2006 г. № 90 – ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) Раздел 10. Охрана труда. Положения данного раздела направлены на обеспечение прав каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
2. Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.09 №290 н. Данные правила устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью, и другими средствами индивидуальной защиты.
3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.0004 – 2015 "Организация обучения безопасности труда”. Настоящий стандарт устанавливает порядок и виды обучения и проверки знаний по безопасности труда и других видов деятельности рабочих, служащих, руководителей, распространяется на все виды предприятий, учебных заведений.
4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 г. №1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций” (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 г. №4209).
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 01.07.2019 № 346 « О внесении изменений в приказ Министерство образования и науки РФ от 27.06.2017г. № 602 « Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
8. Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 (ред. от 14.11.2016) "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2002 N 3999)
2 раздел. Локальные акты ДОУ
1.Инструкции по охране труда
2. Планирование работы по охране труда:
- план работы по охране труда;
- соглашение по охране труда;
- инструктажи по ТБ на рабочем месте (по всем должностям);
- план работы по проведению месячника по ОТ.
3. Локальные акты по охране труда в ДОУ:
- положение о комиссии по охране труда;
- положение об административно- общественном контроле за охраной труда в МБДОУ
- положение о расследовании несчастных случаев;
- положение о службе по ОТ;
- приказ об организации работы по охране труда, соблюдении безопасности, производственной санитарии, охране жизни и здоровья детей.
4. Акты по охране труда:
- акты по выполнению соглашения по ОТ;
- акт испытания спортивного и игрового оборудования в спортивном зале и на игровых площадках;
- акт по обследованию здания и сооружений, теневых навесов;
- акт по эвакуации детей;
- акт по эксплуатации электроприборов.
5. Обучение по ОТ:
- список сотрудников, подлежащих обязательному обучению по ОТ;
- перечень вопросов, экзаменационные билеты;
- протокол заседания комиссии;
- удостоверение.
3 раздел. Мероприятия по охране труда и безопасности в ДОУ
4 раздел. Для вас родители!
Поведение ребёнка на детской площадке.
В городах, где не каждый день пойдёшь с ребёнком гулять в сквер или парк, особенно если они расположены вдали от дома, детская площадка очень актуальна.
И хотя обычно детские площадки огорожены и располагаются среди домов и в отдалении от дорог, отпускать ребёнка самостоятельно гулять небезопасно.Необходимо познакомить детей с правилами безопасного поведения на детской площадке.
Запомните правила, которые необходимо соблюдать, если на детской площадке есть качели!
Если качели очень тяжёлые (например, железные), нельзя спрыгивать на лету, ты можешь не успеть отбежать, и тогда качели ударят тебя прямо в затылок или в спину.Если ты любишь сам раскачивать качели, то должен всегда помнить: если их толкнуть посильнее и не поймать, качели попадут прямо тебе в лицо. Не бегай рядом с качелями! Может случиться так, что другой ребёнок не успеет затормозить, и вы оба получите травмы. Пластмассовые качели на верёвочках тоже небезопасны. Если ты на них сильно раскачаешься, то, наклонившись вперёд, можешь легко перевернуть сиденье своим весом. В зимнее время за поручни качелей держись особенно крепко. На руках у тебя обязательно должны быть рукавички или перчатки — они предохранят руки от примораживания к железным поручням.
Безопасность на каруселях
Нельзя слезать с карусели, пока она крутится, так как следующее сиденье продолжает двигаться и может сильно ударить тебя, если ты не отбежал(а).Нельзя вставать на сиденье карусели ногами, так как при движении можно потерять равновесие и, падая, удариться лбом.Ваш ребенок должен помнить, что его безопасность прежде всего зависит от него самого, как он ответит незнакомцу на его заманчивое предложение или как он поступит в той или иной ситуации, когда от правильного ответа или решения зависит его жизнь. А научить его эта наша с вами задача.
Дополнительные рекомендации для родителей.
Создайте собственный информационный банк данных на своего ребенка. Случаи похищений детей далеко не редкость в наше время, да и ребенок может попросту заблудиться. Поэтому почаще фотографируйте своих детей особенно крупным планом и во весь рост. При возможности, постарайтесь заснять его на видеокассету, поскольку для розыска могут пригодиться любые характеристики ( речевые, двигательные и пр.). Криминалисты рекомендуют также иметь дома т.н. "спасательную детскую банку" ( стерильную посуду с законсервированным лоскутом старой детской рубашки - для консервации запаха, пряди детских волос в бумажном конверте и даже отпечатки пальцев). В трагических случаях подобная информация может оказать существенную помощь розыскным службам.
Не выпускайте детей на улице с дорогими вещами и ценностями (кассетные плейеры, золотые украшения, броская и дорогая одежда могут оказаться через чур притягательным объектом криминального посягательства).
Научите детей правильно запирать дверь квартиры снаружи и изнутри, а также научите его правильно носить ключи и карманные деньги. Внушите им, что никто и никогда не может прийти в дом от вашего имени с просьбой приютить на ночлег, отдать какую-то вещь или сумку и пр. Ребенок никогда не должен открывать дверь незнакомым лицам.В нашей системе воспитания доминирует положение о том, что взрослый всегда прав. Поэтому дабы уберечь ребенка от столкновения с маньяками, насильниками и прочими правонарушителями обучите детей:
- общение с незнакомыми людьми ограничить только дружескими приветствиями.
-на все предложения незнакомых отвечать: "Нет!" - и немедленно уходить от них.,
-не поддаваться на уговоры незнакомцев, даже если они знают или зовут ребенка по имени. Отнюдь не всех старших надо слушаться. Только родители, родственники или близкие друзья семьи имеют право на послушание. Если ребенок увидел преследующего его незнакомца, то при отсутствии близких, пусть, не стесняясь, подходит к прохожим, внушающим доверие, и просит защиты и помощи. Научить его этому - ваша задача.,
-ни в коем случае и никуда не ходить с незнакомыми, будь это "взрослые" дяди или дворовая компания.,
-не входить с незнакомым человеком в лифт.,
-не садиться в машину к незнакомым лицам.,
-никогда не принимать подарки от незнакомцев без разрешения родителей. Вообще, в английских и американских школах подобные ситуации пригрываются педагогами и детьми. В результате дети в состоянии безопасно уйти от контакта с незнакомцем. Учитывая, что курс валеологии в начальных школах у нас читается без должных пособий и методически слабо обеспечен, проиграйте эти ситуации с детьми дома сами.
Так, английские специалисты предлагают родителям игры-загадки с набором очков и формами поощрения детей, если они правильно решат поставленные задачи. Например, что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предложит, что покажет красивого щенка, кошечку ? Что ты сделаешь, если незнакомец предложит тебе покататься в красивой машине ? Что ты сделаешь, если кто то предложит тебе пойти на работу к маме вместе с ним, а мама тебе об этом ничего не говорила и не звонила? Что ты сделаешь, если кто то назовет тебя по имени на улице и скажет, что папа попал в аварию и вам вместе надо поехать к нему ? Думается, что проведение такой игры и в наших семьях может сыграть положительную роль.,
- не играть на улице с наступлением темноты и не гулять далеко от дома.,
- избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов.,
- не отправляться одному в дальние поездки.,
- что бы ни случилось, сразу же рассказать обо всем родителям или взрослым, которым доверяет ребенок.
Обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать. Этим вы не только не научите ребенка правильно вести себя в критической ситуации, но наоборот можете способствовать негативному развитию конфликта. Ведь неточные фразы, пугающие ребенка, не научат его правильному поведению в случае возможной опасности. Да и чрезмерное запугивание ребенка контактами с правонарушителями может угнетающе воздействовать на его психику и негативно сказаться на его будущем развитии. В силу этого ваша задача - научить ребенка быть осторожным, но отнюдь не превратить его в паникера и труса.
5 раздел. Полезные ссылки
Информационный портал "Охрана труда в России"