Делать или не делать? Не делайте!
1. Не перебивайте ребёнка, не говорите, что Вы всё поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
2. Не задавайте слишком много вопросов.
3. Не принуждайте ребёнка делать то, к чему он не готов.
4. Не заставляйте ребёнка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдёт немало времени, прежде чем малыш приучиться самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.
6. Не следует постоянно поправлять ребёнка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».
7. Не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите просто: «Она синяя».
8. Не надо критиковать ребёнка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
9. Не надо устанавливать для ребёнка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
10. Не перестарайтесь, доставляя ребёнку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
11. Не ожидайте от ребёнка дошкольного возраста понимания:
- всех логических связей;
- всех ваших чувств («мама устала»);
- абстрактных рассуждений и объяснений
12. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребёнке: небольшого продвижения вперёд или, наоборот, некоторого регресса.
13. Не сравнивайте малыша, ни с какими детьми: ни с его братом или с сестрой, ни с его приятелями или родственниками